Мероприятия в Самаре

Наш город – это не здания и улицы. Наш город-это все мы.
Мы смотрим телевизор, слушаем радио, листаем странички Интернета и очень много работаем. Нужна передышка.
Куда пойти в Самаре? Для молодёжи проще проводить время онлайн. Для взрослых чаще это отдых с семьёй или прогулка по праздничным мероприятиям с салютом и сахарной ватой для детей. Для пожилых главное – внуки и телевизор.
Город живет. Откройте афишу мероприятий в Самаре. Здесь новости и обзоры. Много историй о городе и жизни наших районов. Знаменитости, интересные обзоры еды, кино и активных развлечений.

Главная / События / Самара космическая

Самара космическая

Освоение космоса – одна из самых славных страниц отечественной истории. Какие географические названия ассоциируются с ним? В первую очередь, конечно, космодром Байконур, который теперь уже относится к другому государству, космодром Плесецк в Архангельской области. Но с космической темой связана и Самара – неслучайно одной из достопримечательностей города стала ракета, установленная в центральной части.

Начало

История Самары космической начинается еще до Великой Отечественной войны. В городе, именовавшемся в то время Куйбышевым, точнее – в трех километрах от станции Безыменка начали строить Авиационный завод № 295. Внести в планы определенные коррективы пришлось, когда началась война: вражеские войска наступали на Воронеж, и Авиационный завод № 18 из этого города был эвакуирован в Куйбышев. Так в городе оказались сразу два авиационных завода.

Как и вся советская промышленность в те суровые годы, они работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», производя самолеты ИЛ-2. Поначалу речь шла об одном самолете в день, но вскоре поступила гневная телеграмма от самого товарища Сталина – грозный генсек выразил недовольство такими темпами работы, требуя «не выводить правительство из терпения» и наращивать число выпускаемых самолетов. Вскоре требуемого темпа удалось достичь, и Куйбышев дал армии 74% всех ИЛ-2, произведенных за годы войны.

Завод остро нуждался в инженерных кадрах, для их подготовки в срочном порядке был создан Куйбышевский авиационный институт. Занятия в нем начались в 1942 году, а два года спустя уже появились первые выпускники.

Послевоенная история

Завод в послевоенное время по-прежнему располагался на территории Куйбышева. Он производил бомбардировщики и истребители. Институт в Куйбышеве тоже продолжал свою работу. В 1957 году он начал подготовку инженеров по новой специальности, а именно – по ракетно-космической технике.

Нужда в таких специалистах ощущалась остро, ведь в 1958 последовало решение о создании производства космического назначения в этом городе. Именно тогда в сжатые сроки на заводе налаживалось производство ракеты Р-7 – «семерки», как ее называли, уже в следующем году она поступает в армию на вооружение. Испытания ее проводили в Казахстане, возле станции Тюра-Там, куда из Самары ведет прямая дорога. Именно эта территория стала впоследствии космодромом, известным под названием Байконур.

О «семерке» можно без преувеличения сказать, что она проложила дорогу в космос. Ее применяли, выводя на орбиту первый из спутников, контейнер, где помещалась собака, нареченная Лайкой. Именно на базе Р-7 разрабатывались впоследствии космические аппараты:

  • «Восток».

  • «Восход».

  • «Молния».

  • «Союз».

За четыре последующих десятилетия в Куйбышеве произведено примерно 1700 ракет, которые выводили на орбиту множество аппаратов.

Полет Гагарина

Аппарат, которому Сергей Королев дал название «Восток», включал две основные составляющие: приборный отсек, где находились двигатель и тормозная установка, и спускаемый аппарат. Впрочем, структура корабля была еще более сложна, и многие ее элементы создавались именно в Куйбышеве:

  • две первые его ступени – блок центральный и боковые в количестве четырех – на заводе, который позднее (в декабре 1961 г.) получил название «Прогресс»;

  • двигатели изготовил Мотостроительный завод им. М. В. Фрунзе;

  • металлургический завод обеспечивал сплавы, требуемые для производства топливных баков и частей корпуса.

Таким образом, изрядная часть «Востока» создавалась именно в Куйбышеве. К этому городу у С. Королева было особое отношение. Как многие люди, прокладывающие новые пути и сталкивающиеся с чем-то неизведанным, он был склонен к суеверию, и этот город представлялся ему своеобразным «талисманом». Отчасти по этой причине Сергей Павлович принял решение, что космонавт № 1 после приземления должен отправиться в Куйбышев. Здесь все было подготовлено к его встрече: создавались поисковые группы, прибыли медики из столицы.

В качестве места приземления был выбран Пестравский район, но Гагарин приземлился в районе деревни Смеловка у границы с Саратовской областью.

«Домик Гагарина»

В конце 1950-х годов в зеленой зоне города была построена гостиница особого назначения. Именно туда после своего исторического полета прибыл на отдых Юрий Алексеевич Гагарин. Следующие космонавты тоже отправлялись сюда отдыхать прямо с аэродрома завода «Прогресс»:

  • Герман Титов.

  • Павел Попович.

  • Валерий Быковский.

  • Андриян Николаев.

  • Валентина Терешкова.

За гостиницей закрепилось название «Домик Гагарина», именуют ее и «Домом космонавтов».

В память о славной «космической истории» Самары в 2001 году в центре города была установлена ракета, а в 2007 году открыт музей «Самара космическая».



Последние новости
Подборка мероприятий в Самаре на ближайшие выходные 4-5 мая.
03 мая, 2024
Эмма Винд говорит о своей жизни так: «Вам лучше не слушать, а мне не рассказывать».
27 апреля, 2024
Подборка мероприятий в Самаре на ближайшие выходные 27-28 апреля.
26 апреля, 2024