Наш город – это не здания и улицы. Наш город-это все мы.
Мы смотрим телевизор, слушаем радио, листаем странички Интернета и очень много работаем. Нужна передышка.
Куда пойти в Самаре? Для молодёжи проще проводить время онлайн. Для взрослых чаще это отдых с семьёй или прогулка по праздничным мероприятиям с салютом и сахарной ватой для детей. Для пожилых главное – внуки и телевизор.
Город живет. Откройте афишу мероприятий в Самаре. Здесь новости и обзоры. Много историй о городе и жизни наших районов. Знаменитости, интересные обзоры еды, кино и активных развлечений.
Самара космическая
Освоение космоса – одна из самых славных страниц отечественной истории. Какие географические названия ассоциируются с ним? В первую очередь, конечно, космодром Байконур, который теперь уже относится к другому государству, космодром Плесецк в Архангельской области. Но с космической темой связана и Самара – неслучайно одной из достопримечательностей города стала ракета, установленная в центральной части.
Начало
История Самары космической начинается еще до Великой Отечественной войны. В городе, именовавшемся в то время Куйбышевым, точнее – в трех километрах от станции Безыменка начали строить Авиационный завод № 295. Внести в планы определенные коррективы пришлось, когда началась война: вражеские войска наступали на Воронеж, и Авиационный завод № 18 из этого города был эвакуирован в Куйбышев. Так в городе оказались сразу два авиационных завода.
Как и вся советская промышленность в те суровые годы, они работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», производя самолеты ИЛ-2. Поначалу речь шла об одном самолете в день, но вскоре поступила гневная телеграмма от самого товарища Сталина – грозный генсек выразил недовольство такими темпами работы, требуя «не выводить правительство из терпения» и наращивать число выпускаемых самолетов. Вскоре требуемого темпа удалось достичь, и Куйбышев дал армии 74% всех ИЛ-2, произведенных за годы войны.
Завод остро нуждался в инженерных кадрах, для их подготовки в срочном порядке был создан Куйбышевский авиационный институт. Занятия в нем начались в 1942 году, а два года спустя уже появились первые выпускники.
Послевоенная история
Завод в послевоенное время по-прежнему располагался на территории Куйбышева. Он производил бомбардировщики и истребители. Институт в Куйбышеве тоже продолжал свою работу. В 1957 году он начал подготовку инженеров по новой специальности, а именно – по ракетно-космической технике.
Нужда в таких специалистах ощущалась остро, ведь в 1958 последовало решение о создании производства космического назначения в этом городе. Именно тогда в сжатые сроки на заводе налаживалось производство ракеты Р-7 – «семерки», как ее называли, уже в следующем году она поступает в армию на вооружение. Испытания ее проводили в Казахстане, возле станции Тюра-Там, куда из Самары ведет прямая дорога. Именно эта территория стала впоследствии космодромом, известным под названием Байконур.
О «семерке» можно без преувеличения сказать, что она проложила дорогу в космос. Ее применяли, выводя на орбиту первый из спутников, контейнер, где помещалась собака, нареченная Лайкой. Именно на базе Р-7 разрабатывались впоследствии космические аппараты:
-
«Восток».
-
«Восход».
-
«Молния».
-
«Союз».
За четыре последующих десятилетия в Куйбышеве произведено примерно 1700 ракет, которые выводили на орбиту множество аппаратов.
Полет Гагарина
Аппарат, которому Сергей Королев дал название «Восток», включал две основные составляющие: приборный отсек, где находились двигатель и тормозная установка, и спускаемый аппарат. Впрочем, структура корабля была еще более сложна, и многие ее элементы создавались именно в Куйбышеве:
-
две первые его ступени – блок центральный и боковые в количестве четырех – на заводе, который позднее (в декабре 1961 г.) получил название «Прогресс»;
-
двигатели изготовил Мотостроительный завод им. М. В. Фрунзе;
-
металлургический завод обеспечивал сплавы, требуемые для производства топливных баков и частей корпуса.
Таким образом, изрядная часть «Востока» создавалась именно в Куйбышеве. К этому городу у С. Королева было особое отношение. Как многие люди, прокладывающие новые пути и сталкивающиеся с чем-то неизведанным, он был склонен к суеверию, и этот город представлялся ему своеобразным «талисманом». Отчасти по этой причине Сергей Павлович принял решение, что космонавт № 1 после приземления должен отправиться в Куйбышев. Здесь все было подготовлено к его встрече: создавались поисковые группы, прибыли медики из столицы.
В качестве места приземления был выбран Пестравский район, но Гагарин приземлился в районе деревни Смеловка у границы с Саратовской областью.
«Домик Гагарина»
В конце 1950-х годов в зеленой зоне города была построена гостиница особого назначения. Именно туда после своего исторического полета прибыл на отдых Юрий Алексеевич Гагарин. Следующие космонавты тоже отправлялись сюда отдыхать прямо с аэродрома завода «Прогресс»:
-
Герман Титов.
-
Павел Попович.
-
Валерий Быковский.
-
Андриян Николаев.
-
Валентина Терешкова.
За гостиницей закрепилось название «Домик Гагарина», именуют ее и «Домом космонавтов».
В память о славной «космической истории» Самары в 2001 году в центре города была установлена ракета, а в 2007 году открыт музей «Самара космическая».