Мероприятия в Самаре

Наш город – это не здания и улицы. Наш город-это все мы.
Мы смотрим телевизор, слушаем радио, листаем странички Интернета и очень много работаем. Нужна передышка.
Куда пойти в Самаре? Для молодёжи проще проводить время онлайн. Для взрослых чаще это отдых с семьёй или прогулка по праздничным мероприятиям с салютом и сахарной ватой для детей. Для пожилых главное – внуки и телевизор.
Город живет. Откройте афишу мероприятий в Самаре. Здесь новости и обзоры. Много историй о городе и жизни наших районов. Знаменитости, интересные обзоры еды, кино и активных развлечений.

Главная / События / 7 купеческих особняков в стиле модерн

7 купеческих особняков в стиле модерн

Необходимость сделать Самару хоть сколько-нибудь привлекательной для туристов пошла на пользу местным памятникам архитектуры — их, во-первых, отреставрировали, а во-вторых, вспомнили. Команда сайта "Большая деревня" советует рассматривать образцы самарского модерна, пока они еще свежи после ремонта. В нашем гиде для прогулок — семь особняков с историей: изучаем подземные ходы, загадки лепнины и стены с выбоинами от пуль.

Особняк Курлиной

Фрунзе, 159

Что известно?

Александр Курлин был известен как купец I гильдии, гласный городской Думы, попечитель детских приютов и общества слепых. В возрасте 22 лет он обвенчался с Александрой Журавлевой и вскоре приобрел земельный участок на пересечении улиц Алексеевской (нынешней Красноармейской) и Саратовской (нынешней Фрунзе). Покупка обошлась ему в 3500 рублей. По современным меркам это довольно большая сумма, учитывая, что средняя зарплата горожанина составляла 22 рубля.

Особняк для представителя одного из самых крупных купеческих кланов Самары и его жены был построен в 1903 году. Идея проекта принадлежала знаменитому архитектору Александру Зеленко.

О Курлиных вспоминают как о гостеприимных хозяевах. «Любили музыку, различные концерты и спектакли, часто устраивали в особняке музыкальные вечера для своих друзей и даже приглашали заезжих артистов», — пишет Межрегиональное информационное агентство «Самара&Губерния». В 1909 году в особняке побывал Федор Шаляпин, который приезжал в Самару с единственным концертом в цирк-театре «Олимп». После выступления Александра Курлина пригласила его на ужин.

Автор: Виктория Саркисова. Источник фото

Через несколько лет она стала заниматься всеми делами мужа, поскольку его самого признали душевнобольным, а после того, как в 1914 году Курлин скончался, Александра стала полновластной хозяйкой дома.

В 1918 году, спасаясь от революции, она покинула Самару. Умерла в Москве в 1973 году. Вскоре после отъезда Александры в особняке разместилась белочешская контрразведка, а в его подвале стали проводиться расстрелы. Сейчас о них напоминает стена с выбоинами от пуль. Впоследствии здание занимали Самарский губернский отдел труда, губернское управление социального страхования, музей охраны труда и гигиены, а также биржа труда.

С 1926 года особняк находится в собственности города. В помещениях дома в разное время располагались историко-революционный музей и детский сад № 46. Во время эвакуации из Москвы в Куйбышев иностранного дипломатического корпуса в 1941-1943 годах в дом Курлиной переехало Посольство Королевства Швеции.

В послевоенные годы, после ремонта и реставрации, особняк уже окончательно приспособили под музей. В 1989 году здесь открылась экспозиция, посвященная истории Самарского края. Еще одна реставрация началась в 2008 году, а в 2012-м дом распахнул свои двери перед посетителями уже как Музей Модерна.

На что смотреть?

Начать осмотр можно с ажурных ворот в виде бабочки, ведущих во внутренний двор. Их хорошо видно с улицы Красноармейской. Есть мнение, что это искусно выполненная копия — мол, оригинал был поврежден в ходе реставрационных работ. По другой версии, настоящие ворота хранятся в Оружейной палате. Фасад здания также дополнен металлическими решетками в виде стилизованных крыльев бабочки, а на крыше можно заметить кованую стрекозу.

В качестве отделки Александр Зеленко использовал цветную изразцовую плитку. «…Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами, особняка Курлиной», — писал Алексей Толстой в своем романе «Хождение по мукам». На фасаде есть и лепнина: женская голова на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. По одной из версий, лепной женский портрет над парадным входом и парящая нимфа на потолке будуара — изображения прекрасной хозяйки дома. Говорят, Александра Курлина была настолько привлекательна, что ее выезд на прогулку собирал зрителей с окрестных улиц.

Еще одна особенность особняка — сочетание 27 типов различных оконных переплетов. Они подчеркивают оформление фасада здания, которое Зеленко выстраивал по основному принципу модерна «изнутри наружу».

Автор: Виктория Саркисова. Источник фото

В организации внутреннего пространства прослеживается центричная планировка, характерная для этого стиля. Вокруг холла располагаются все комнаты первого парадного этажа: гостиная и малая гостиная, будуар, кабинет, столовая, буфетная. Аналогично выстроены помещения на втором этаже. Всего в особняке 22 комнаты.

Лепнина украшает дом Курлиной и изнутри. Один из наиболее впечатляющих образцов — на потолке парадной гостиной. Это орнамент из любимых модерном орхидей, их длинные стебли спускаются с потолка на стены. Ими же украшена столовая: цветы здесь переплетаются друг с другом по периметру стен и потолка, обрамляя крылатую женскую фигуру. Кое-где виднеются маски мифических божеств. Будуар Александры Курлиной еще ближе к природе: в окно вставлен витраж в виде кроны дерева, а дверь украшена цветочным рисунком.

Как посетить?

Расположившийся в особняке Курлиной Музей Модерна принимает гостей ежедневно, кроме понедельника. По средам, пятницам, субботам и воскресеньям он открыт с 10-00 до 18-00, по четвергам — с 13-00 до 21-00. Посещение основной экспозиции для взрослых обойдется в 80 рублей, а полноценная экскурсия будет стоить от 160 до 800 рублей.

Особняк Новокрещеновой

Фрунзе, 144

Что известно?

Особняк Екатерины Новокрещеновой был перестроен из каменного двухэтажного дома и амбара в 1907-1909 годах. Участок на тот момент принадлежал купцу 2 гильдии Ивану Новокрещенову. Архитектором здания выступил Михаил Квятковский, которому были близки декоративные и романтические направления модерна. Кирпич на строительство особняка поставляли с завода № 3 купца Маштакова — говорят, со стороны двора даже сохранилось клеймо.

О самой семье Новокрещеновых и их жизни в новом доме практически ничего не известно. В 1919 году, когда дом отошел муниципалитету, они лишились жилья, а большую часть особняка стали занимать коммуналки. В числе жильцов упоминается племянница адмирала Истомина и известный в Новокуйбышевске деятель и нефтехимик Шварев. Побывал здесь и советский композитор Григорий Пономаренко, автор музыки к песне «Оренбургский пуховый платок». Также дом успел приютить детский сад, управление коменданта города, Ленинское отделение статистики, совет ветеранов и пенсионный фонд. До недавнего времени там размещался Департамент развития туризма Самарской области, а сейчас особняк отвели Самарскому филиалу Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Новые хозяева время от времени изменяли что-то в облике дома: в итоге он обзавелся подъездом, мансардами и лестницей во дворе.

На что смотреть?

Архитектурный стиль особняка Екатерины Новокрещеновой называют элитарным самарским модерном. В декоре дома явно просматриваются цветочные мотивы, оно оплетено орхидеями. Фасад асимметричен, в глаза бросается крупный эркер справа с окнами сложной формы. Здание отличают плавность и разнообразие линий и расстекловки.

Особняк венчает корона с расходящимися лучами. Историки Анастасия и Александр Андросовы так объясняют ее значение: «Кованая решетка свойственна стилю модерн и служила усилением общей художественной картины дома, как, например, бабочки на доме Курлиной. Здесь же, на наш взгляд, две возможные трактовки символа — либо это просто символ солнца, либо, скорее всего, это символ границы миров — духовного и материального, символ перехода одного состояния в другое, потому что эти кованые побеги-колосья являются апофеозом движения „лепных цветов“ и расположены между двумя выступами, которые символизируют ворота или портал». Подобный мотив трансформации материи и энергии также весьма характерен для стиля модерн.

Как посетить?

Летом в особняк проникнуть не сложно: самарский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов запускает работу приемной комиссии, так что оценить объект культурного наследия изнутри можно под маской абитуриента. В остальное время свой визит наверняка придется согласовывать с сотрудниками учебного заведения. Впрочем, по данным официального сайта, СПбГУП ждет посетителей каждую среду на еженедельный рабочий День Открытых Дверей. По телефону вуза эту информацию подтвердили, добавив, что, посетить вуз можно и в любой другой будний день с 9-00 до 17-00. «Здание университета небольшое, все покажем и расскажем», — пояснили представители учебного заведения.

Сегодня самарский филиал СПбГУП — обычный современный вуз: учебные аудитории, деканат, стенды с объявлениями и расписаниями. Но некоторые вещи все же напоминают о прежних хозяевах: например, кованые лестничные перила и уютный балкон на втором этаже, где можно увидеть замысловатые оконные переплеты.

Особняк Матвеевых

Молодогвардейская, 69

Что известно?

Особняк братьев Петра и Ивана Матвеевых — работа городского архитектора Дмитрия Вернера, который, помимо выполнения служебных обязанностей, нередко брал частные заказы. Постройка датируется 1912 годом.

О первоначальных хозяевах дома известно крайне мало: якобы они были богатыми купцами, которые приехали в Самару из Бузулука в 1909 году. Петр Матвеев служил в белых войсках Восточного фронта, оказывал финансовую помощь белогвардейцем, а впоследствии был вынужден эмигрировать в Китай. Иван Матвеев занимал должность председателя и члена правления Бузулукского купеческого банка.

На что смотреть?

По мнению авторов проекта «Модерн в облаках», с Европой дом связывает 
«не только стилистическое сходство, но и планировка»: за узким фасадом прячется длинное здание, уходящее вглубь квартала. Фасад здания ассиметричен — поделен на две неравные части, что характерно для стиля модерн.

На третьем этаже красуется большое арочное окно — такое характерно и для других работ Вернера. По эскизу архитектора также было выполнено кованое ограждение балкона с лавровыми венками, а над балконной дверью разместилось лепное изображение крылатого колеса — символ покровителя дорог и торговли Меркурия. Этот отличительный знак в то время ставили практически на каждом купеческом особняке. На аттике дома виднеется обрамленная цветами монограмма братьев Матвеевых «Бр. М.».

Для отделки особняка использовали керамическую плитку двух цветов: серую с зеленоватым оттенком — «кабанчик» и «пояс» болотного цвета между окном третьего этажа и карнизом. Выбор подобной гаммы позволял зданию сочетаться с Торговым домом Щетинкина, который стоял по соседству.

Как посетить?

Попасть внутрь особняка Матвеевых можно каждый день, кроме вторника, с 9-00 до 18-00 — правда, только в качестве покупателя: первый этаж здания занимает магазин бытовой техники. От первоначального убранства там, к сожалению, ничего не сохранилось. Второй и третий этаж особняка занимают жилые квартиры — попасть туда можно, разве что напросившись в гости к жильцам. Проход во двор дома от посторонних закрыт.

Особняк Сапрыкина

Ленинградская, 22

Что известно?

Единого мнения о том, кому принадлежал дом № 22 на улице Ленинградской, нет. По одним данным, особняк был собственностью самарского купца Григория Сапрыкина. В своем магазине на углу улиц Панской (нынешней Ленинградской) и Троицкой (современной Галактионовской) он торговал рыбой, окороками и колбасами, маслами, консервами и даже экзотическими фруктами, а дом решил построить неподалеку — правда, поближе к Волге.

По другой версии, этот особняк — дело рук Петра Головкина — брата знаменитого в Самаре краеведа, историка и общественного деятеля Константина Головкина. Якобы Петр возвел здание на внушительную по тем временам сумму в 19 000 рублей, причем большая часть средств ушла на внутренний интерьер. Приверженцы этого мнения полагают, что Григорий Сапрыкин, скорее всего, только арендовал в доме первый этаж — как раз для размещения своей рыбной лавки.

В любом случае постройка датируется 1912-1913 годами, а архитектор остался неизвестен.

На что смотреть?

Фасад особняка симметричен, что, тем не менее, не мешает экспертам относить здание к стилю модерн. По обеим сторонам его украшают навершия с барельефами и балконы с кованым решетчатым ограждением. Над ними хорошо сохранились простенки, украшенные маскаронами — лепниной с женскими портретами. По центру расположилась скромная колоннада, а над ней — небольшой купол со шпилем. В отделку пошла желтая плитка «кабанчик» и зеленая плитка того же размера, из которой выполнены вставки над окнами второго этажа.

О внутреннем убранстве особняка сохранились отрывочные сведения: рассказывают о голубой и розовой гостиных, трех каминах, общей зале, двух зеркальных спальных комнатах и детской.

Как посетить?

На первом этаже особняка ежедневно ждут желающих выпить: слева разместился магазин разливных напитков «Пенка», а справа — бар Hop Kings. Где-то посередине ютится закуток отделения почтовой связи. Верхние этажи занимают жилые квартиры, попасть в подъезд можно, только если кто-то откроет вам домофонную дверь.

Дом Сибиряковой

Куйбышева, 107

Что известно?

О жизни купцов Сибиряковых в Самаре сегодня мы знаем только то, что они с середины 1880 годов проживали на улице Дворянской (нынешней Куйбышева). Спустя некоторое время после смерти супруга Любовь Сибирякова захотела расширить доставшийся ей в наследство дом. Проектом реконструкции занимался самарский архитектор Георгий Мошков — отсутствие соответствующего образования не помешало ему поучаствовать в строительстве нескольких десятков городских зданий. Все они выполнялись в разных стилях. Дом Сибиряковой был реконструирован в стиле модерн.

До революции первый этаж здания занимали магазины, а с 1919 года он стал пристанищем для библиотеки им. А.М. Горького, которую впоследствии преобразовали в куйбышевское отделение научно-инженерно-технического общества.

На что смотреть?

На асимметричном фасаде здания с двумя выступами красуется лепной декор. Это цветы и бабочки в обрамлении окон и спокойный вертикальный орнамент с маскаронами на колоннах. Ограждения балконов традиционно для этого стиля и времени — кованые. Волнообразный карниз венчает оригинальный аттик.

Как посетить?

Как и в особняке братьев Матвеевых, первый этаж дома Сибиряковой отведен под магазины. На данный момент это «Модное пальто» и бутик одежды и обуви «Рококо». В обоих помещениях современная отделка и никаких следов модерна. Попасть на верхние этажи здания нельзя. С обеих сторон дома перед входом во двор наглухо запертые решетки.

Дом Благовещенского

Фрунзе, 43

Что известно?

Лепнина в виде обручальных колец, красующаяся на доме № 43 по улице Фрунзе, дает основание полагать, что здание построил купец Михаил Челышев в качестве свадебного подарка своему сыну, однако в перечень объектов культурного наследия особняк вошел именно как дом Благовещенского, хотя последний, по сути, никакого отношения к постройке не имел. Когда-то он действительно был владельцем земельного участка, на котором построено здание, но во время строительства земля уже принадлежала другому владельцу — Александру Борщеву. Ориентировочное время постройки — с 1903 по 1917 год. Архитектором стал Алексей Волошинов.

С 1930-ых годов дом занимают лечебные учреждения. Последним из них стал Центр планирования семьи и репродукции (четвертый корпус Городской клинической больницы № 3). Сегодня здание продолжает числиться за центром, но никаких медицинских услуг там в последнее время не оказывают. С начала 2018 года особняк Благовещенского находится на реконструкции.

На что смотреть?

Несмотря на то, что особняк, по рассказам наблюдателей, претерпел множество изменений, некоторые элементы декора отлично сохранились — в частности, те самые обручальные кольца: один образец можно увидеть над маскароном в виде портрета молодого человека между окнами дома со стороны улицы Фрунзе, другой венчает голову девушки. Также над окнами расположены букеты цветов, похожих на ромашки, и цветочные узоры.

Как посетить?

Попасть внутрь здания так же просто, как раньше, не получится: все его двери закрыты. Какие-либо таблички или объявления, позволяющие судить об организациях, находящихся внутри, отсутствуют — одно из них, судя по всему, сорвали с двери центрального входа не так давно. В числе обнаруженных признаков жизни — лишь припаркованный автомобиль на заднем дворе, рядом с табличкой «Бухгалтерия» над запертым входом.

Особняк Василия Сурошникова

Алексея Толстого, 41/Пионерская, 22

Автор: Виктория Саркисова. Источник фото

Что известно?

Василий Сурошников был купцом I гильдии, занимался махинациями на рынке зерна и сельскохозяйственных земель, держал три завода — салотопенный, мыловаренный и крахмальный, а также пекарни, лавки, мельницы и амбары, имел земли в Самарской и Симбирской губернии. В числе его заслуг — открытие крупнейшей частной городской электростанции. К 1916 году во владении Сурошникова оказалось 18 домов в Самаре, большинство из которых были доходными.

С 1884 по 1912 годы купец проживал с женой и восемью детьми в доме своего тестя Антона Шихобалова на улице Панской, 73 (сейчас — Ленинградская, 77). В конце 1908 года Сурошников купил дворовое место с двухэтажным особняком классической образцовой архитектуры на углу улиц Казанской (Алексея Толстого) и Воскресенской (Пионерской) и заказал проект перестройки дома в стиле модерн. За работу взялся известный архитектор эпохи модерна, академик архитектуры Федор Шехтель. Впрочем, серьезные изменения в проект с 1909 по 1910 годы внес его коллега Александр Щербачев. К лету 1912 года Михаил Сурошников с семьей переехал в новый дом.

Спустя шесть лет начавшаяся революция вынудила Сурошниковых покинуть родовое гнездо, а в здании разместили штаб Симбирской Железной дивизии. С 1922 года в особняке хозяйствовали разные советские организации. В 1942 году дом отдали в распоряжение суворовского училища. Впоследствии его сменил Военно-медицинский факультет Куйбышевского медицинского института, который в 1999 году был перепрофилирован в Самарский военно-медицинский институт — сегодня его двери закрыты.

На что смотреть?

Сейчас особняк находится на реконструкции. Она стартовала в 2017 году и даже успела вылиться в настоящий скандал: горожане заметили, как реставраторы стали сбивать с фасада уникальную сохранившуюся плитку.

Пока что взглянуть можно разве что на синюю ткань, которая закрывает здание полностью. До реставрации в его облике прослеживались черты венецианского палаццо, а балкон на углу дома напоминал башню московского Ярославского вокзала. Фасад был отделан голубоватой и коричневой глазурованной прямоугольной плиткой «кабанчик». Картину дополняли барельефы с изображением бога Меркурия в шлеме, растительный орнамент и пшеничные колосьями с серпами. Нижняя часть фасада была выполнена из жигулевского известняка.

Автор: Виктория Саркисова. Источник фото

Заглянув внутрь, можно увидеть причудливый орнамент цветочный лепнины, которая оплетает своды входного зала. По утверждениям экспертов, богатая лепнина есть практически во всех внутренних помещениях особняка. Также в доме четыре камина, — исследуя один из них, санкт-петербургский реставратор и исследователь Андрей Роденков обнаружил клеймо английской компании Doulton. В глубине дома Сурошникова есть собственный подземный ход, который соединял подвалы здания с берегом Волги. Эксперты считают, что он мог выходить к Шихобаловским казармам на углу улиц Набережной (Алексея Толстого) и Воскресенской (Пионерской). Кроме того, в каменный пол одного из залов вмонтированы два огромных сейфа.

Как посетить?

На входе в особняк Василия Сурошникова сидит охранник, который пускает посетителей только при наличии специального пропуска. По данным сервиса «Яндекс.Карты», в здании находится Управление финансовым обеспечением Министерства обороны по Самарской области.



Последние новости
Эмма Винд говорит о своей жизни так: «Вам лучше не слушать, а мне не рассказывать».
27 апреля, 2024
Подборка мероприятий в Самаре на ближайшие выходные 27-28 апреля.
26 апреля, 2024
Программа 28 апреля с 10.00 до 19.00
25 апреля, 2024