Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Главная / Достопримечательности / «Неофициальная космическая столица» (Музей "Самара - космическая")

«Неофициальная космическая столица» (Музей "Самара - космическая")

12 апреля 1961 года голос Левитана извес­тил мир о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орби­ту. Мир замер в восхищении, а потом взо­рвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН - стал символом победы человеческого разума. Исполнилась извечная мечта человечества! Не было сообщений в местных СМИ, но горожане знали, что самолет с первым космонавтом земли при­землился на аэродроме завода "Прогресс", что Гагарин отдыхает на 1-ой просеке в гостевом домике. Город, как и вся страна, а может и чуть больше, понимая свою сопричастность к происходящему, радовался и гордился. В кинохронике, далеких лет, сохранились кадры, поистине символические. Основоположник кос­монавтики как науки К.Э.Циолковский едет на велосипеде. "Дукс". При всем своем даре пред­видения, не мог предположить Циолковский, что меллеровской мастерской "Дукс" предстоит стать Самарским заводом "Прогресс", на котором изготовят две ступени ракеты-носителя "Восток" и вынесет она космический корабль с первым в мире космонавтом на околоземную орбиту. Что ж, история любит устраивать такие вот неожидан­ности. И быть бы Самаре, с ее эвакуированными в годы войны из Москвы и Воронежа двумя авиагиганта­ми №1 и №18, крупнейшим в стране поставщиком крылатой техники, если бы не Постановление Пра­вительства от 02.01 1958 года об организации серийного выпуска межконтинентальных баллис­тических ракет на базе завода №1. В феврале 1958 года Главный конструктор Сергей Павлович Королев отправляет в команди­ровку на завод №1, ныне завод «Прогресс», своего представителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского сопровождения производства ракеты Р-7. Командировка оказа­лась длиной в жизнь. В сознание людей внедрялся качественно новый подход к "кос­мической" работе. Авиационная техника - это техника многоразо­вого использования. С ракетой - все иначе. Здесь команда "пуск" - как приговор, не подлежащий обжалованию В Куйбышеве летный экземпляр "семерки" 31 декабря 1958 года успешно выдержал испытания. Изделие вывезли на Байконур, Первая ракета Р-7, изготовлен­ная в Куйбышеве, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Город Куйбышев стал куз­ницей первого ракетного щита нашей Родины. Фантастические замыслы превра­щались в руках заводчан в реаль­ность - в космическую ракету. Гордость? Она пришла потом, ког­да 12 апреля 1961 года на экра­нах телевизоров всеувидели старт "семерки" и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. А поднимали раке­тоноситель, вынесшую корабль с Юрием Гагариным в космос, дви­гатели, изготовленные на заводе им. М.В. Фрунзе. Это результат долгого напряженно­го труда ракето-и-моторостроителей куйбыщевской Безымянки. В самом деле, ни откуда-нибудь, а с самарской земли отправились на Байконур 2 ступени ракеты-но­сителя 8К72 "Р-7". И ни с кем-то, а с "прогрессовцами" после при­земления встречался первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин. Начался отсчет космической эры на заводе. Сего­дня космонавты обязательные участники всех проходящих в Самаре научных конференций и симпозиумов по дальнейшему освоению космоса. А в рабочих планах Генерального конструктора был новый проект, обозначенный как Ж-ЛЗ, в заводских графиках и на производствен­ных оперативках - как заказ 52. Сегодня говорим о нем, как о тра­гически неудавшемся "лунном про­екте" - Н-1. На "Прогрессе" изго­тавливали лепестки баков первой и второй ступени разгонного блока РН Н1. Конструкторское сопровож­дение осуществляло ЦСКБ. Многое тогда создавалось впервые в стра­не, а что-то - и в мире. Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, так называли древние греки ночное светило, стартовать с которой поможет "облегченная" гравита­ция. Самарские предприятия были головными по претворению в жизнь этого проекта - любимо­го детища С.П. Королева. Первые 4 пуска ракеты-носителя Н-1 про­шли неудачно. Продолжалась раз­работка более надежных двига­телей НК-33, НК-43, НК-39 в СНТК на Управленческом под руковод­ством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецо­ва, а изготавливались они на моторостроительном заводе име­ни М.В. Фрунзе. Большие надежды возлагали на 5 пуск, но он так и не состоялся. Новый руководитель В.П. Глушко, до этого бывший конкурент, при негласной поддержке Правительственной комиссии, закрыл тему. И был приказ: «Двигатели уничтожить!» Но, при разреше­нии заводского представителя КГБ, да, что завод­ской представитель, было молчаливое согласие самого всесильного Генерала КГБ И.П. Кинарова, позволившее не исполнять приказ. В 1992 году на московском авиасалоне «Авиадвигате- ли-92», был выставлен макет ЖРД НК-33, привлекший внимание представителей «Аэроджет» из США. И 12 марта 1998 года, как эхо давно минувших запусков, из Америки прозвучало сообщение об окончании успеш­но проведенного стендового испытания жидкостно-ре- активного двигателя НК-33. Это был еще один звезд­ный час Н.Д. Кузнецова и его соратников. Однако, участь ракеты Н-1, а вместе с ней и самого "лунного проекта", была решена. Причины? Их мно­го, начиная от политических и кончая элементарной борьбой научных амбиций. Ну, а что же Луна? Она ждет своего часа. Уничтожали изделия заводчане со слезами на гла­зах. К счастью, уничтожили не все. Уцелели оснаст­ка, универсальное оборудование и накопленный за десятилетия опыт, который помог заводчанам при­ступить к работе над ракетой-носителем "Энергия" для МКС "Энергия-Буран" - сверхтяжелой двухсту­пенчатой ракеты-носителя в комплексе с орбиталь­ным кораблем многоразового использования. 15 мая 1987 года шестидесятиметровая ракета «Энергия» медленно отрывается от старто - стыко­вочного блока и уходит в небо. В этой ракете, вопло­щенной в жизнь самарскими ракетостроителями, был сконцентрирован весь опыт отечественного ракетостроения, весь научный и технический потен­циал страны. Не будь Королевской "семерки", Н1, других ракет, не было бы "Энергии". На космодроме «Байконур» у времени свой отсчет, со своим коэффициентом ускорения. Определялся он днем, когда прозвучит команда: «Ключ на старт!». Она прозвучала 15 ноября 1988 года. Когда в гро­хоте и пламени ослепительный в своей сверхмощ­ной красоте космический комплекс «Энергия - Буран» оторвался от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса. Самарский металлургический завод, построенный в 50-е годы прошлого столетия внес огромную лепту в создание космической индустрии. Многие технологи­ческие внедрения, используемые на заводе, вошли в промышленное производство полуфабрикатов из алюминиевых сплавов со словами «впервые в мире». Великая труженица "семерка", прошедшая у нас в Самаре, несколько модификаций, конкурировала только с американским "Шатлом" при выводе корабля с человеком в космос, более 50 лет служит верой и правдой. Она принесла нам самые громкие победы в освоении космоса. В Самаре были созданы космические аппараты, не имеющие аналогов в мире, предназначенные для: контроля соблюдения соглашений в области между­народной безопасности; решения задач исследова­ния природных ресурсов Земли и экологии; много­зональной и цветной съемки, такого качества, что получали заказы на фотографирование от многих стран, в числе которых была и не обращавшаяся никогда с просьбами Америка. Одно ядерное оружие само по себе еще проблему не решает, нужна обоюдная, даже при бесконфликт­ных ситуациях, осведомленность сторон в действиях предотвращающих внезапность нападения. Это обеспечивают спутники, разработанные и изготов­ленные самарским космическим комплексом, име­ющим в своем составе науку и производство. Если мы хотим иметь сильное государство, то нам необходимо развивать космонавтику, направлен­ную на службу народному хозяйству для подъема экономики страны и сохранения ее обороноспособ­ности. Самарцы более 50 лет, отдавали свои знания и силы освоению космоса, превратили город в «нео­фициальную космическую столицу». И в память об их труде на Ленинском проспекте в 2001 году навечно установлена знаменитая "семерка" на зда­нии «Музейно-Выставочного центра «Самара Кос­мическая». Музей вошел в число победителей «Тури­стический бренд Самарской области».

Информация
Телефон 8 (846) 263-39-35
Адрес пр-т. Ленина, 21
Сайт http://samaracosmos.ru/
Режим работы вторник с 10.00 до 18.00 среда с 10.00 до 18.00 четверг с 13.00 до 20.00 пятница с 10.00 до 18.00 суббота с 11.00 до 17.00 воскресенье с 11.00 до 15.00 понедельник: выходной день Каждый первый вторник месяца: санитарный день