Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Главная / Достопримечательности / Музеи / Дача К. П. Головкина

Дача К. П. Головкина

Головкин Константин Павлович был человеком раз­носторонне развитым. Владелец магазина, купец, художник-само­учка, страстный пропагандист изо­бразительного искусства, первый издатель открыток с видами Сама­ры, путешественник, обществен­ный деятель, краевед и археолог. Один из первых владельцев автомобиля в Самаре. Дача Константина Головкина, здание в стиле модерн. Дом пост­роен по совместному проекту К.П. Головкина и архитектора В.В. Тепфера в 1908-1909 годах. Расположенная на склоне хол­ма, хорошо видна с Волги. Она напоминает маленький замок с прорезанными узкими щелевидными вертикально и горизон­тально расположенными окнами. Здание имеет круговой обзор. По воспоминаниям дочери Евгении Константиновны: «На первом этаже было пять ком­нат: гостиная, зал, столовая, спаль­ня, детская. Комнаты небольших размеров, мебели было немного, вся она была изготовлена по рисун­кам автора...». Стены зала были покрыты широки­ми холстами с изображением летя­щих женских фигур в развеваю щихся одеждах, что полностью соответствовало духу модерна. Эти полотна, как и скульптура девушки у дома выполнены самим Констан­тином Павловичем. Проявил себя Головкин и в архи­тектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На начальном этапе ему помогал архитектор Валентин Владимиро­вич Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. В краевед­ческих записках 1920-х единст­венным автором постройки Голо­вкин указывает себя. Василий Петрович Акимов, известный куй­бышевский скульптор, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творче­ством, принимавший участие в изготовлении фигур, вспоминал: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бра­куя, пока не достигал желаемо­го. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно проду­маны и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новы­ми. Работоспособность у него была колоссальная». Дачи не типична для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского про­винциального модерна. В архи­тектуре четко просматривается влияние венского сецессиона... Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина - скульптуры слонов перед фаса­дом выходящим к Волге, хоро­шо видные с проплывающих мимо судов, давшие постройке народное название «дача со слонами». Два огромных слона по эскизам самого Головкина и при его участии ваялись в боль­шом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По вос­поминаниям жены Головкина, он заложил в одного из слонов документы и фотографии, свя­занные со строительством дачи. После революции семья Головки­ных покинула Самару, уехав в Иркутск. Живя в Сибири, К.П. Головкин совершает поездку в Китай, Монголию, Японию, где приобрел антикварные и архео­логические коллекции, которые вернувшись в Самару, передал в музеи. В Самаре Константин Пав­лович работает в губернском архиве. 25 февраля 1925 года патриот Самары, влюбленный в искусство, в свой город, скончал­ся. Захоронен был на Всехсвятском кладбище. А на даче менялись хозяева. Недолгое время в здании был госпиталь, потом детский сад. В 1929 году дачу передали «Водо­каналу», который устроил в ней клуб. Новые владельцы провели центральное отопление, в резуль­тате чего стал проседать фунда­мент, в стенах появились трещи­ны. Весь интерьер помещений изменен.