Наш город – это не здания и улицы. Наш город-это все мы.
Мы смотрим телевизор, слушаем радио, листаем странички Интернета и очень много работаем. Нужна передышка.
Куда пойти в Самаре? Для молодёжи проще проводить время онлайн. Для взрослых чаще это отдых с семьёй или прогулка по праздничным мероприятиям с салютом и сахарной ватой для детей. Для пожилых главное – внуки и телевизор.
Город живет. Откройте афишу мероприятий в Самаре. Здесь новости и обзоры. Много историй о городе и жизни наших районов. Знаменитости, интересные обзоры еды, кино и активных развлечений.
Трудовая доблесть Самары: как город ковал победу в тылу
Самара (в годы войны — Куйбышев) сыграла ключевую роль в истории Великой Отечественной войны. Получив статус «Города трудовой доблести», она стала не только запасной столицей СССР, но и мощным промышленным центром, где день и ночь работали заводы, обеспечивая фронт всем необходимым. Сегодня мы вспоминаем, как жители Самары своим трудом приближали победу.
Запасная столица и эвакуация предприятий
Осенью 1941 года в Куйбышев были эвакуированы правительственные учреждения, дипломатические миссии и около 40 оборонных предприятий из западных регионов страны. Город превратился в крупнейший промышленный узел, где выпускали самолеты, двигатели, боеприпасы и другую жизненно важную продукцию.
Авиационный завод №1: «Летающие танки» для фронта
Одним из самых значимых предприятий стал авиационный завод №1, эвакуированный из Москвы. Уже в декабре 1941 года здесь собрали первые истребители МиГ-3, а затем начали массовое производство штурмовиков Ил-2, которые немцы прозвали «черной смертью». Всего за годы войны завод выпустил более 15 тысяч самолетов, ставших символом трудового подвига куйбышевцев. Сегодня правопреемник завода — РКЦ «Прогресс» — продолжает работать в аэрокосмической отрасли.
Завод №24 имени Фрунзе: сердце авиации
Эвакуированный из Москвы завод №24 имени Фрунзе стал главным производителем авиационных двигателей для штурмовиков Ил-2. За годы войны здесь изготовили более 43 тысяч моторов, которые устанавливались на 70% всех выпущенных в СССР «летающих танков». Сегодня предприятие известно как ПАО «ОДК-Кузнецов» и остается важным игроком в двигателестроении.
Подшипники для танков и не только
ГПЗ-4, эвакуированный из Москвы, всего за два месяца наладил выпуск подшипников для танков Т-34. Уже в ноябре 1941 года первые 3 тысячи подшипников отправили в Челябинск. К концу 1942 года завод полностью обеспечивал оборонные предприятия страны, выпустив за войну около 50 миллионов единиц продукции.
Боеприпасы для «катюш» и не только
Завод имени Масленникова, переведенный на военные рельсы, стал одним из главных производителей боеприпасов. Здесь выпускали снаряды для легендарных «катюш», мины и взрыватели. Работали на износ, включая подростков, которые вставали к станкам вместо ушедших на фронт отцов.
Культура в годы войны
Куйбышев стал временным домом для Большого театра, артисты которого давали концерты в госпиталях и заводских цехах. В 1942 году в городе впервые исполнили Седьмую симфонию Шостаковича, ставшую символом сопротивления.
Наследие военных лет
Сегодня Самара хранит память о тех героических годах. Бункер Сталина, музеи, мемориалы и продолжающие работать предприятия — все это напоминает о вкладе города в Великую Победу. В 2026 году Самара отметит 175-летие губернии и 35-летие возвращения исторического названия, что станет поводом еще раз вспомнить ее славную историю.
Посетите Самару — город, где история оживает! Узнайте больше о его трудовом подвиге в музеях и на экскурсиях по местам военной славы.
Фотограф: Владимир Пермяков, архивные фото предприятий.